Аналоговый полифонический синтезатор Roland Jupiter 8 и сегодня является одним из самых востребованных инструментов прошлого. Однако в этом семействе были и другие модели.

Cейчас в это трудно поверить, но до второй половины 70-х фирма Roland была в основном известна как производитель инструментов для домашнего музицирования: электроорганов и пресетных ритм-боксов. Только с 1978 года началось постепенное превращение фирмы Roland в одного из ведущих производителей профессиональных музыкальных инструментов.

Jupiter 8 имел и весьма передовые по тем временам возможности: разделение клавиатуры на две части (и наложение звуков), синхронизация генераторов, перекрестная модуляция, переключение крутизны фильтра (12 или 24 дБ/окт), полифоническое портаменто, популярный уже арпеджиатор со случайным (random) режимом (использовался в песне «Rio» группы Duran Duran), выходы CV и Gate, входы для управления темпом арпеджиатора (с выбором восьмых, триолей или шестнадцатых), портаменто, сустейном, частотой среза фильтра и амплитудой усилителя. Важным преимуществом Jupiter 8 является повторяемость звуков от экземпляра к экземпляру, практически отсутствовавшая у Prophet и Oberheim.

royal

Оба генератора Jupiter 8 имеют диапазон в четыре октавы. Первый генератор способен производить треугольную, пилообразную, импульсную (с изменяемой шириной) и прямоугольную формы волны. Второй генератор может производить синусоидальную, пилообразную, импульсную (с изменяемой шириной) формы волны и розовый шум. Возможна модуляция ширины импульса (посредством LFO, первой огибающей или вручную), синхронизация генераторов, перекрестная модуляция. Два генератора огибающих (типа ADSR) имеют режим отслеживания клавиатуры, первая огибающая инвертируется. Пропускающий фильтр низких частот с изменяемой крутизной и с резонансом (но без самовозбуждения) можно модулировать одной из двух огибающих или LFO, есть режим отслеживания клавиатуры. Есть пропускающий фильтр высоких частот (без резонанса). LFO может производить синусоидальную, пилообразную, прямоугольную и случайную формы волны. Генераторы можно модулировать LFO и первой огибающей, в том числе независимо один от другого. Модуляция усилителя возможна второй огибающей или LFO. Есть второй генератор низких частот (LFO2), который запускается нажатием большой белой кнопки рядом с джойстиком.

При игре в режиме Solo, только один двухгенераторный голос может звучать одновременно. В режиме Unison постоянно используются все имеющиеся генераторы, с равномерным распределением их между голосами в зависимости от количества последних (при нажатии одной ноты звучат все 16 генераторов, при нажатии восьми нот на каждую приходится по два генератора).

Для арпеджиатора выбирается диапазон (от одной до четырех октав) и режим (вверх, вниз, вверх и вниз, случайный). При разделении клавиатуры арпеджиатор работает только в нижней части. Синтезатор имеет клавиатуру в 61 клавишу, 64 пользовательских пэтча и восемь перфомансов (названных «patch presets»), две пары выходов: несимметричные на джеках и симметричные на разъемах XLR (звук с каждой части можно направить на отдельный выход).

Jupiter 8 особенно славится своими подкладочными и струнными звуками, но у него хороши также и басовые звуки. Вообще же, этот инструмент в течение уже многих лет является гордостью производителя и намек на него угадывается в названии современного цифрового имитатора аналоговых синтезаторов JP 8000.

Jupiter 8 еще тяжелее, чем Jupiter 4. Среди других негативных характеристик можно отметить нестабильность строя и подлую привычку отдельных экземпляров неожиданно самообнуляться. Синтезатор использовали Orbital, Future Sound of London, Moby, Underworld, Vince Clarke, Jean Michael Jarre, Depeche Mode, Meat Beat Manifesto, OMD.

Jupiter 8 A

В 1982 году вышел Jupiter 8 A с улучшенной стабильностью строя. Но самое главное, что Jupiter 8 A был первым синтезатором, способным на полифоническое общение с другим оборудованием, благодаря интерфейсу DCB (Digital Communication Buss). С начала 80-х, еще до появления MIDI, исполнители в стиле электро-поп использовали в своей музыке небольшие запрограммированные секвенции, создаваемые при помощи секвенсоров Roland MC 4 и MC 8. Посредством DCB интерфейса Jupiter 8 A мог общаться с этими секвенсорами, а также с синтезатором Juno 60 и секвенсорами серии MSQ. Одним из известных применений новых возможностей является песня «Relax» группы Frankie Goes to Hollywood. Кроме них, Jupiter 8 A использовали Duran Duran, Blancmange, Erasure и Heaven 17. Для установки DCB интерфейса на предыдущие модели Jupiter 8 было выпущено дополнение OC 8. А с появлением MIDI был сделан MD 8 — преобразователь DCB/MIDI.